Немного истории…
Развитие школьного образования в 1920-30-е гг. нашло отражение и в жизни нашего микрорайона. В 1932 г. на улице Калинина была открытаначальная школа. Первым заведующим был Чеченов Анатолий Иванович. Он с семьей приехал в Бичуру с Украины. О нем и том времени помнит сегодня одна из первых учениц школы Федорова Любовь Илларионовна (1923 г. рожд.) Школа располагалась в кулацкой усадьбе напротив клуба (№ 163 сегодня) в двух избах-связях. Одна из них была перевезена и вновь построена во дворе усадьбы. В другой, что сохранилась по сей день, прежде обучали работников связи, затем там была столярка, а в 1932 г. здание было отдано под начальную школу. Первоначально в большой избе жили учителя, а в той, которая была во дворе – учили. Учеников было много. Учились в две смены. Помещений не хватало. Многие жители ул. Калинина помнят, что в это же время под школу были приспособлены также и некоторые другие избы. Их было несколько. Жители помнят пять: «на низу – Лазарева школа (сегодня дом № 279), вторая - у д. Луферьяна (д. № 263), третья – где Ивлий Тимофеевич жил (д. № 212), четвертая – у Зиновьи (№ 162), пятая – на месте той избы, где сегодня усадьбы Павлова А.А. и Павлова Т. (№ 157, № 159).
Позднее учителей из большой избы расселили по домам, а учиться стали и в большой избе, и в той, что была во дворе. В предвоенные годы заведующим начальной школой был Афанасьев Афанасий Калистратович.
Школьное образование развивалось, обучением охватывалось все больше детей. Сохранилась фотография 4 класса от 5 марта 1941 года, на ней 34 ученика 4 класса 1940-41 учебного года.
В годы войны заведующей школой стала учительница русского языка Редкозубова Надежда Сергеевна. Занятия продолжались. Ученики тех лет вспоминают, что «редко у кого были книжки и тетрадки, писали на газетах между строк, кто сажей, кто свекольным соком, в школу ходить было не в чем. Многие вспоминают, что времена были трудные, а очень «хотели научиться хотя бы красиво писать и на счетах считать» (Куприянов Т.И.).
«После начальной некоторые калининские и безбожнинские ребята ходили в сталинскую восьмилетку на Большую улицу через речку по кладкам на козлах на Малом тракте. Те, кто оканчивали 9-10 классы в первой школе, впоследствии добились высоких результатов. Мой одноклассник Белых стал доктором наук в Ленинграде, а меня сразу после 8 класса взяли в колхоз учетчиком. Школьное образование ценилось как сейчас вузовское» – рассказывает Перелыгин А.С. (1932 г. рожд.)
В годы Великой Отечественной войны ученики калининской школы, как и все население СССР, были во всена родное движение по оказанию всемерной помощи фронту. Они принимали участие в заготовке мяса, молока, шерсти, овощей, ягод, грибов для фронта, оказывали всевозможную посильную помощь колхозникам.
В послевоенные годы задачи развития образования были по-прежнему актуальны. Любопытные сведения о том времени содержатся в «Паспорте начальной школы 1946-1950гг.», сохранившемся в архиве Бичурского района. В документе сообщается следующее: здания рассчитаны на 96 учебных мест, общая площадь помещений составляет 196 кв.м. Усадьба огорожена, посевов и физкультурных площадей не имеется. Имеется 4 кабинета по 30 кв.м., учительская 8 кв.м., там же размещается заведующий, и коридор 46 кв.м. Здания школы отапливались дровами. В одной избе было три печи, в другой – две.
В каждом классе была доска, учительский стол, парты. В школе были 1 часы, 2 шкафа для книг, гардероб на 130 мест. Ни учебной, ни методической, ни художественной литературы не было.
В школе в 1946/47 гг. было 135 учеников в 5 классах-комплектах, в 1947/48 гг. –156 в 6 классах- комплектах, в 1948-49 гг. – 200 в 7 классах-комплектах, в 1949-50 – 186 в восьми классах-комплектах.
Преподавали арифметику, русский язык, историю, географию, естествознание. Из учебных пособий по русскому языку была азбука подвижная демонстрационная и стенные картины по развитию речи. Для арифметики был арифметический ящик и набор геометрических тел (куб и параллелепипед). Естествознание преподавали по картинкам «Мир животных». Для географии были карты СССР: политическая, физическая и топографическая, в 1948 г. появился атлас и компас. Для истории тоже было несколько карт.
С 1948 г. по 1950 г. заведующим начальной школы был Степанов Николай Николаевич, после него – Афанасьева Прасковья Титовна, а с 1952 г. – Коробенкова Елизавета Михайловна, которая проработала в этой должности до 1967г.
Дальнейшая история развития нашей школы тесно связана сполитикой государства в области образования. В 1950-60-е гг. была развернута работа по осуществлению перехода к всеобщему восьмилетнему обучению, требовалось в короткие сроки решить проблему с нехваткой грамотных специалистов на селе; молодежь должна была учиться.По всей стране развернулось культурно-бытовое строительство: строились школы, детские сады, ясли, клубы и т.д.
В 1967 г. было построено здание под 8-летнюю школу.
В нем было оборудовано 11 учебных кабинетов, учительская, кабинет директора, спортзал, столовая, библиотека, мастерская, гардероб. На территории школы были построены спортивная площадка, кочегарка, гараж, склады, пришкольный участок.Появились кинопроекционная, радио-, музыкальная аппаратура, первые микроскопы. Существенно улучшилось материальное обеспечение школы. Систематически пополнялась библиотека учебной, методической, справочной, художественной литературой. Учеников в школе было много, по 30-35 человек в классе, учились в две смены.
Первым директором восьмилетней школы был Меньшиков Сергей Иванович. Он проработал в этой должности до 1991 г. За эти годы в школе спортивная площадка, кочегарка, гараж, склады, пришкольный участок. Появились кинопроекционная, радио-, музыкальная аппаратура, первые микроскопы. Существенно улучшилось материальное обеспечение школы. Систематически пополнялась библиотека учебной, методической, справочной, художественной литературой. Учеников в школе было много, по 30-35 человек в классе, учились в две смены.
Первым директором восьмилетней школы был Меньшиков Сергей Иванович. Он проработал в этой должности до 1991 г. За эти годы в школе непрерывно совершенствовался образовательно-воспитательный процесс.
Любопытными и содержательными для истории того периода являются воспоминания учеников школы. Вот что нам рассказал Савельев Василий Меркулович (1955 г.рожд.): «Когда в начальной школе-то учились, на переменах бегали сюда, где новую школу-то построили, здесь раньше раньше кулацкие дома были, так мы искали деньги и патроны, которые прятали во время раскулачивания. Находили! А в 5 класс уже в новую школу ходил. Учились, а еще шли работы, доделывали отопление и полы. Школу строили армяне, а клуб – колхозники. Когда в новой школе учился, было по 2 класса «а» и «б», а классы по 30-35 человек одно время были. Учились в 2 смены. Смотрели на узкой пленке научно-популярные фильмы. Где сейчас телевизор там раньше был радиоузел, по которому директор или учителя делали объявления на школу или по гражданской обороне или полит. информацию».
Пантелеева Клавдия Минаевна (1954 г.рожд.) вспоминает о том, как пошла в 7 класс в новую школу: «Только построили, школа была выкрашена темной краской, панелей не было, все белили. В кабинете физики смотрели фильмы через проектор, изучали микробы по научно-популярным фильмам. На биологию приносили чурку и считали по кольцам возраст деревьев. Разглядывали строение клетки под микроскопом, их было 2-3, а посмотреть хотелось всем. Играли в чехарду, ручеек в коридоре».
Об учителях, учебе, жизни школы подробно рассказывает Любовь Николаевна Андреева – ученица 1950-60- гг., а позднее – учитель школы.
«Хорошо была организована воспитательная работа, которую осуществляла в школе пионерская организация под руководством Валентины Семеновны Антоновой. Проводили много интересных мероприятий, внеклассных занятий, соревнований, собирали металл, макулатуру, все было в форме соревнований. С любовью вспоминаем также уроки Афанасьевой Раисы Петровны – биолога, нашего классного руководителя. Особенно тематические часы по этике и культуре поведения. При ней у нас впервые в школе проходили совместные с родителями чаепития. На всю жизнь запомнились уроки у Сергея Данзановича и одного возраста: молодой, задорный».
В 1960-80-гг. в жизни школы прочное место занимала пионерская и комсомольская организации, сложились традиции школы.Гашева Анна, выпускница школы 1989 г., вспоминает о школьной жизни следующее: «Хотя прошло уже 19 лет со дня выпуска, я вспоминаю свою школу и добрых учителей. Я благодарна своей первой учительнице – Андреевой Анне Петровне за то, что она нас маленьких оберегала от невзгод. В школе мы жили интересной жизнью: были октябрятами, очень хотели быть пионерами и комсомольцами. Школа заполняла все наше свободное время; с удовольствием участвовали во всех мероприятиях». О том же рассказывает НатальяАндреевна Нестерова, сегодня учитель русского языка и литературы, выпускница школы №4: «Как много школа значила для детей того времени. Мы все время занимались общественной деятельностью. Помню уроки Нины Кирилловны, которые сыграли в дальнейшем роль в выборе моей профессии. Нас никто не принуждал хорошо учиться, активно участвовать в мероприятиях, но в нас это было заложено пионерской организацией».
Большое внимание в годы советской власти уделялось трудовому воспитанию учащихся: формировались ученические трудовые бригады, открывались летние лагеря труда и отдыха. Некоторые ученики побывали в то время во всесоюзных лагерях труда и отдыха «Артеке», «Океане». Ученики оказывали существенную помощь колхозу «Рассвет» в стрижке овец, выращивании овощей, уборке урожая и заготовке кормов.
Школа дает образование, воспитание, аттестат, но не только. «Она дала нам друзей, здесь мы в первый раз влюблялись, взрослели, присматривались к будущим мужьям и женам. Здесь учились наши бабушки, дедушки, родители, мы, и уже наши дети ходят в эту же школу. Живи и цвети наша родная школа!», – говорит Васильева (Афанасьева) Наталья (1980 г. рожд.)
С конца 1980-х гг. страна перестраивалась, во всех сферах общества широкое распространение получала демократизация общества. В образовании был взят курс на гуманизацию.Экономический кризис негативно сказался на указанных процессах и жизни школы. Но коллектив продолжал свое дело: месяцами без зарплаты, порой на одном энтузиазме учили и воспитывали. В те годы в школе была организована легендарная вокальная группа «Калинка». Ее руководителем была Андреева Л.Н. Творческий коллектив рос, у него был большой репертуар. Ребята выезжали с концертами в детский дом, выступали для колхозников на ферме, для пожилых людей – в доме престарелых, выступали на родительских собраниях и т.д. В программе коллектива большой популярностью пользовались народные песни, танцы, хороводы, эстрадные миниатюры и т.д.
Реформирование экономики в 1990-е гг. потребовало новых подходов в организации образования. В 1993 г. школа была реорганизована в 11-летнюю. В 1995г. состоялся выпуск 11 класса, школа вновь стала девятилетней.
За последние десятилетия в развитии образования и жизни школы произошли существенные изменения: меняются технологии обучения, содержание и структура образования.
Директора – Малыгин К.Е., Брызгалов В.Н., Григорьева Г.А. – в лихие 1990-е гг. смогли сохранить учебно-материальную базу школы и приложили немало сил и энергии для сохранения имеющегося потенциала в те трудные времена.
С 1998г по 2012г. руководила школой Павлова З.Г. С 1 сентября 2000 года школа реорганизована в Бичурскую среднююобщеобразовательную школу № 4. В 2005 году была проведена комплексная аттестация и аккредитация школы.
С 2012-2015 школу возглавляла Ефимова Татьяна Аркадьевна.
С 2015 года директором школы является Нестерова Наталья Андреевна.
Много лет в школе трудятся Цыремпилова Г.А., Гасанова О.Т. Они бережно хранят и передают новым поколениям положительный опыт и лучшие традиции школы.
В коллектив пришло новое молодое поколение – Афанасьева Л.Н., Григорьева Э.А., Егорова С.А. Перелыгина Ю.А., Попова О.А., Афанасьев А.И.
Сегодня коллектив школы ставит задачи, которые соответствуют духу нового времени. Важнейшая из них - достижение современного качества образования.
Для ведения образовательно-воспитательного процесса школа располагает всеми нужными средствами. Территория школы включает в себя все необходимые службы.